Проблемы с речью у детей 3 — 4 лет

Развитие речи детей 3-4 лет, помощь детям с проблемами овладения речью

Проблемы с речью у детей 3 — 4 лет

Развитие речи детей 3 — 4 лет имеет присущие этому возрасту особенности. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт со знакомыми и посторонними людьми.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях развития речи детей 3 — 4 лет:

 Словарный запас

Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи, особенно за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро.

Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку до 10. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный стишок, т.к. соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу 4-го года жизни дети начинают пользоваться числительными осознанно, т.е. могут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов.

Кроме личных местоимений появляются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться слова-понятия: одежда, игрушки. Но не всегда дети пользуются ими адекватно.

Словообразование

После 3-х лет происходит усвоение словообразования. Это процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Дети допускают ошибки при употреблении тех или иных суффиксов или приставок.

Возникают слова, не существующие в языке. (Ваня наш чистун).

И настораживать должно не наличие таких ошибок (это как раз говорит о том, что идет процесс усвоения морфемной системы), а их отсутствие при малом словарном запасе.

Грамматический строй

В развитии речи детей 3 лет важное значение имеет усвоение грамматического строя. В речи детей 4-го года жизни все меньше аграмматизмов. Дети обычно склоняют несклоняемые существительные (без пальта пойду).

Категория рода существительных в основном усваивается к 3 годам, но могут встречаться ошибки на смешение окончаний среднего и женского рода (зеленое трава).

Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Не справляются пока дети и со склонением числительных (кошка с два котенка), тем более, что их в речи детей еще очень мало, как и причастий с деепричастиями.

Звукопроизношение

У многих детей звукопроизношение нормализуется к концу 4-го года жизни. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие соноров Р, Р`, Л, Л`.

Совершенствуется речевой слух. Дети начинают различать слова, отличающиеся одной фонемой (мишка — мышка). Зачастую дети, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое неправильное произношение.

Связная речь

Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его речи нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя.

Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее всего рассказ наизусть. В этом возрасте у детей хорошая память, и знакомую сказку они хорошо запоминают.

Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью (3 года)

Развитие речи ребенка 3 и 4 лет может сопровождаться трудностями. Этого не нужно пугаться, но важно вовремя принять меры.

1. Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов.

Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с которыми вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повторами ключевых слов в разных падежных формах.

2. На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательных отделах речевого аппарата («заикание развития»).

Возможная причина – излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке.

Помощь: следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.

3. Очень быстрый темп речи, «проглатывание» окончаний, при этом частые повторения слогов, напоминающее заикание, но без судорог.

Помощь: В данном случае главное – не фиксировать внимание ребенка на этом дефекте, не передразнивать и не повторять за ним его ошибочное произнесение.

Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры.

Обстановка в семье также должна быть спокойной, ровной.

Источник: http://1.nashydety.com/razvitie-rechi-detej-3-4-let-pomoshh-detyam-s-problemami-ovladeniya-rechyu/

Развитие речи в 3-4 года — особенности и подходы

Проблемы с речью у детей 3 — 4 лет

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев.

Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога.

Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Более подробно о развивающих занятиях для детей 2-3 лет и 4-5 лет.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Источник: http://karkusha.su/razvitie-rechi-v-3-4-goda-osobennosti-i-podhodyi/

Проблемы с речью у детей и как их преоболеть

Проблемы с речью у детей 3 — 4 лет

Нередко случается, что сверхзаботливые родители начинают безо всяких оснований беспокоиться о развитии речи малыша и сгущать краски.

Им кажется, что годовалый карапуз говорит слишком мало слов, тревожатся, что в 2 года он не умеет грамотно строить предложения, а в 3 ему с трудом даются «шипящие» звуки… Но бывает и наоборот, когда в круговороте забот мы не замечаем проблем, на которые надо бы обратить внимание, ведь они могут говорить о тех или иных речевых отклонениях от нормы и являются первыми признаками проблемы с речью у ребёнка. Давайте вместе познакомимся с основными логопедическими нарушениями, которые встречаются у детей, чтобы суметь вовремя распознать болезнь и помочь крошке и его «непослушному» язычку.

Проблемы с речью — дислалия

.

Бывает так, что детям с трудом даётся произношение звуков, которые его ровесники уже давно освоили. При этом у него всё нормально и со слухом, и с речевым аппаратом.

Малыш хорошо развит, у него к 3-4 годам достаточный словарный запас, он строит большие и связные предложения, но… при этом произносит слова, как маленький. К примеру, вместо «собака» выдаёт «шабака», или «книзька» вместо «книжка».

В таком случае, скорее всего, говорят о дислалии – нарушении речи. К слову, дислалия – наиболее частый дефект прононса у дошколят.

Выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную. При механической наблюдаются отклонения в строении речевого аппарата малыша (укороченная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов). При такой форме проблемной речи — дислалии малыш произносит неправильно не единичные звуки, а целые группы.

Что делать? В каждом конкретном случае специалисты (логопед и ортодонт) выбирают подходящую тактику коррекции нарушения речи. Бывает достаточно специальных упражнений. Но часто подобные проблемы с речью у детей решаются оперативным путём.

Проблемы с речью у детей — функциональная дислалия

При функциональной форме нарушений в строении органов речи не наблюдается. Проблема заключается главным образом в том, что ребёнок попросту не умеет правильно пользоваться артикуляционным аппаратом – чаще всего неправильно располагает язычок, отчего заменяет одни звуки другими или искажает их (смягчение твёрдого «л», горлового «р», межзубного «с»), а иногда и вовсе не произносит.

Почему так случается? Есть ряд предрасполагающих факторов возникновения данной проблемы речи у ребёнка.

Среди них – общая физическая ослабленность ребёнка из-за перенесённых заболеваний, слабость мышц речевого аппарата, минимальные мозговые дисфункции, задержка речевого развития.

Последняя, между прочим, причина, часто возникает по вине взрослых, которые мало разговаривают с малышом или специально искажают слова, подражая детской речи. К слову, если кто-то из членов семьи страдает нарушениями речи, малыш может копировать его произношение.

Что делать? К счастью, функциональная дислалия хорошо поддаётся коррекции. Практика показывает, что прогресс наступит тем быстрее, чем раньше родители обратятся за помощью к специалисту. Не стоит спешить на приём к логопеду, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звуки «р», «с» или «л».

Но если к 5 годам правильное «рычание» так и не появилось, или ребёнок по-прежнему произносит «курича» вместо «курица» или «лёшадь» вместо «лошадь», нужно посетить специалиста.

Он покажет, как делать артикуляционную гимнастику для укрепления мышц и развития подвижности речевого аппарата, а затем научит малыша правильно произносить непослушные звуки и закрепит эти навыки с помощью специальных упражнений.

Попутно важно развивать у ребёнка слуховое внимание – этому поможет чтение книг, прослушивание музыки, детских песенок, аудиосказок. Не меньшее значение в преодоление проблем с речью у детей имеет и тренировка речевого аппарата ребёнка – зарядка для язычка и губ плюс разминка для всего ротика, для чего нужно почаще предлагать малышу погрызть морковку, яблочко, сухарик или сушку.

Проблемы с речью у детей — ринолалия

Помните, в советском мультике «38 попугаев» есть один любопытный персонаж – слонёнок, говорящий немного непонятно, потому что в «нос». Этот мультяшный герой – прекрасный пример ринолалии.

Этот термин означает нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за каких-либо анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. У ребёнка с ринолалией во время разговора воздушная струя попадает в полость носа и там вибрирует. При этом возникает гнусавость.

Все звуки искажаются, речь малыша малоразборчива и монотонна. Причинами такого дефекта речи у ребёнка могут быть врождённые или приобретённые аномалии развития речевого аппарата. Однако… нередко причиной становятся всевозможные заболевания носоглотки: аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки.

Такую разновидность ринолалии называют закрытой. При ней особенно страдает произношение носовых звуков – «м» и «н». К примеру, у малыша вместо «мама» выходит «баба», или «дос» вместо «нос».

Что делать? В каждом из этих случаев нужно обращаться к лору и логопеду, чтобы определить причину «гнусавости» и провести необходимое лечение – к примеру, удалить аденоиды и озадачить ребёнка ежедневной весёлой зарядкой язычка.

Проблемы с речью у детей — брадилалия и тахилалия

Иногда у малыша может нарушаться темп речи. Брадилалия – это замедление речи, а её ускорение – тахилалия. При замедленном темпе речь тягучая, вялая, монотонная с растягиванием гласных.

Для ребёнка с брадилалией характерны общая вялость и медлительность. Причина подобной проблемы с речью у детей – «сбой» в центральной нервной системе и преобладание процессов торможения над процессами, отвечающими за возбуждение.

В норме они уравновешивают друг друга.

При тахилалии речь малыша напротив торопливая и напористая. Он говорит очень быстро, часто пропуская слоги или удваивая их, искажая звуки и целые слова.

Такая особенность речи возникает у ребятишек активных, легко возбудимых, порывистых.

И здесь тоже играет роль как наследственность, так и неправильное воспитание – постоянные ограничения, жёсткие наказания, а также и подражание быстроговорящим взрослым.

Что делать? Малыши с нарушениями темпа речи обязательно нуждаются в наблюдении логопеда. Как правило, таким деткам назначается медикаментозное укрепление нервной системы, логопедические занятия и лечебная физкультура.

Проблемы с речью у детей — алалия

Тяжёлое, но, к счастью, редкое расстройство речи – алалия. Это недоразвитие речи или её отсутствие из-за поражения зон коры головного мозга, отвечающих за речь. При этом слух и уровень интеллекта у малыша нормальные.

Такой серьёзный «сбой» может произойти ещё во время внутриутробного развития ребёнка, в процессе тяжёлых родов или в раннем возрасте (первые 3 года) из-за травм головного мозга и различных заболеваний.

У малыша с алалией не развивается «языковая способность», язычок словно спит.

Что делать? Не позднее 3-летнего возраста отвести малыша к логопеду или дефектологу. Детский мозг обладает удивительной пластичностью. Его здоровые клетки могут брать на себя функцию тех, которые по каким-то причинам отказываются трудиться. Работая с ребёнком-алаликом, специалист восполняет пострадавшее звено речевой цепочки другим звеном, помогает найти новые, необычные «опоры» для речи.

Проблемы с речью у детей — дислексия

Если все вышеописанные проблемы с речью у детей можно классифицировать, как нарушение устной речи, то дислексия – это нарушение речи письменной. Оно встречается у 15 % всех современных детей, независимо от пола и национальности. У ребёнка-дислексика возникает стойкое нарушение восприятия букв и звуков во время чтения.

Как часто бывает: мама заставляет малыша снова и снова читать какое-то предложение, а у него всякий раз выходит какая-то «тарабарщина». При этом маленький читатель может быть весьма смышленым и одарённым ребёнком.

А всё потому, что дислексия связана не с низким уровнем интеллекта, а с нарушением процессов обработки звуков и звуковых сочетаний (фонологической обработки) в головном мозге.

Человеку присущ не один, а сразу несколько видов слуха. Первый из них – физический, благодаря которому мы слышим пение птиц, шум ветра и прочие разнокалиберные звуки, которые нас окружают. Второй – всем известный музыкальный.

Он помогает различать оттенки музыки, осваивать нотную грамоту, играть на музыкальных инструментах, петь. И, наконец, третий вид слуха – речевой. Благодаря ему мы отличаем один звук от другого, улавливаем оттенки речи. У детей, страдающих дислексией, нарушен именно речевой слух, поэтому они нечётко слышат звучащую речь.

Оттого им тяжело понять, что слова делятся на отдельные звуки, и непросто научиться ими манипулировать.

Что делать? Если малыш-дошкольник, освоивший чтение, читает по слогам или медленно – это нормально.

Но, если он при этом систематически пропускает звуки или добавляет лишние, не дочитывает или искажает окончания слов, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать о том, о чём только что прочитал, непременно проконсультируйтесь со специалистом. Лучше, как известно, оказаться чересчур бдительным.

Проблемы с речью у детей — дисграфиея

Как правило, дислексия – нарушение не одинокое, точнее, не изолированное. Нередко оно сопровождается дисграфией – стойким нарушением письма, которое связано не с незнанием грамматических правил, а с недоразвитием или нарушением тех мозговых механизмов, которые отвечают за процесс письма.

Не стоит путать с дисграфией всевозможные ошибки, свойственные практически всем малышам на ранних стадиях обучения письму. Так, если ваш маленький почемучка, который едва научился писать печатными буквами, выводит слитно некоторые слова, иногда «зеркалит» буквы или выдаёт шедевры вроде «ден рожденийа», «бигимот» или «йолка» — это абсолютно нормально.

Поначалу.

Но родителям стоит насторожиться, если ребёнок допускает одни и те же ошибки с упорным постоянством даже в обычных словах, к примеру, пишет «амам» вместо «мама», регулярно на письме меняет местами слоги, пропускает их или не дописывает, забывает буквы или слишком часто пишет их в обратную сторону, путает буквы, схожие по звучанию (з/с, ж/ш) и написанию (в/б, з/э), пишет слова слитно или отделает от слов одну-две буквы.

Что делать? В этом случае консультация специалиста будет нелишней. Как и в случае с дислексией, для успешного лечения важна ранняя диагностика и последующая профессиональная коррекция этого речевого нарушения.

Как вы, дорогие родители, видите, при условии упорной и слаженной работы врачей, педагогов и родителей, большинство логопедических проблем с речью у детей удаётся одолеть. И тогда малыш без проблем и ограничений сможет наслаждаться чистой и грамотной речью – великим даром, которым владеет только человек. Пусть и совсем ещё маленький.

Источник: https://sait-sovetov.net/sovety-roditelyam/problemy-s-rechyu-u-detej-i-kak-ih-preobolet-59.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.